Люди

Квасьневский. Президент, который уважал своих противников

Александр Квасьневский. Фото: Арек Маркович / Forum

Александр Квасьневский. Фото: Арек Маркович / Forum

Во время его президенства в Польше произошел стремительный рост экономики, была принята новая Конституция, страна вступила в НАТО и в Европейский союз.

Феномен Александра Квасьневского заключается в том , что он сумел расположить к себе людей, которые изначально терпеть его не могли. Он принадлежал к числу посткоммунистов, Во времена ПНР — члены Польской объединенной рабочей партии, после 1989 года — Союза демократических левых сил. но в итоге ему стали симпатизировать многие представители противоположного политического лагеря , выходцы из «Солидарности».

В биографии Александра Квасьневского есть неловкие парадоксы. В годы Польской Народной Республики он был активистом студенческого движения , который не окончил институт, и главным редактором, не имевшим никакого отношения к журналистике.

Есть и парадоксы весьма похвальные. Александр Квасьневский — агностик , признающий важную роль Церкви в жизни поляков. Потому что, несмотря на все упреки в отношении духовенства, именно Церковь была при коммунистах оплотом свободы. Своим положительным отношением к этой институции Квасьневский сильно отличается от большинства политиков левых взглядов.

Лидер студенческого движения

Александр Квасьневский родился в 1954 году в Бялогарде. Его родители были родом из Вильно (Вильнюс) , который до Второй мировой войны входил в состав Польши. Они мечтали о том , чтоб сын получил солидную профессию — например, врача. Но медицинский окончила младшая сестра Александра, Малгожата, а сам он стал политическим деятелем. Александр Квасьневский когда-то шутил, что его левые взгляды — это бунт против родителей, которые слушали «Радио Свободная Европа». Из-за этого он и его сестра не могли слушать «Радио Люксембург», где крутили западные музыкальные хиты.

Семья Квасьневских была состоятельной. Отец , врач, хорошо зарабатывал даже во времена ПНР, благодаря чему Александр Квасьневский еще в молодости побывал во многих западных странах: в США, Мексике, Великобритании, Швеции, Западной Германии, Монако. Очевидно, власть никогда не препятствовала ему в получении загранпаспорта — ведь он был активистом студенческого движения.

В 1977–1982 годах Александр Квасьневский возглавлял университетский совет Социалистического союза польских студентов в Гданьске. Он также был заместителем председателя воеводского управления этой организации и входил в состав ее общепольских структур. Этот союз был абсолютно зависим от властей , и оппозиционно настроенная молодежь его игнорировала. В правящую в стране Польскую объединенную рабочую партию (ПОРП) Квасьневский вступил еще в 1977 году.

Будучи деятелем студенческого движения , он не получил высшего образования. Квасьневский закончил обучение по специальности «заграничная торговля» на факультете транспортной экономики Гданьского университета, но не написал дипломную работу. Потом он, впрочем, уверял всех, что высшее образование у него есть, хотя проректор Гданьского университета утверждал, что Квасьневский был вычеркнут из числа студентов.

Из редакторов в министры

Первый карьерный взлет Квасьневского был ошеломляющим. За несколько недель до введения военного положения , в ноябре 1981 года, он стал главным редактором адресованного молодежи журнала itd. Будущий президент был тогда очень молод: назначение произошло в день его 26-летия. Никакого журналистского опыта у него не было. Единственное, чем мог похвастаться редактор Квасьневский — это опыт в руководстве студенческими организациями.

Журнал itd он возглавлял несколько лет , после чего сменил место работы, в 1984 году заняв пост главного редактора издания Sztandar Młodych. Хотя через него прошли в свое время выдающиеся журналисты, в 1980-е годы Sztandar Młodych воспринимался как рупор партийной пропаганды. Это было что-то вроде газеты Trybunа Ludu для молодых.

Год спустя Александр Квасьневский стал министром по делам молодежи , а затем — главой Олимпийского комитета Польши.

Политическая карьера Квасьневского поражала даже мать и отца. О назначении сына на пост министра они узнали из телеэфира.

Тогда Квасьневский обеспечил себе позицию в рядах коммунистической власти , хотя, по его воспоминаниям, среди правящей верхушки 70-80-х годов он практически не встречал коммунистов. Официально об идеологии говорили, но партийные деятели не очень-то разбирались в доктрине.

Квасьневский считал , что образ мысли руководителей стран так называемой народной демократии, в том числе Польши, в значительной степени сформировало вторжение в Чехословакию в 1968 году. Советский Союз тогда жестоко расправился не только с народом на чехословацких улицах, но и в первую очередь с представителями власти, которые поддерживали курс на перемены. Это был недвусмысленный сигнал всем руководителям соцстран — Москва не допустит их самостоятельности, если это идет вразрез с интересами СССР. Каждый польский политик отдавал себе отчет в этой недееспособности.

(Не)посткоммунист

В польских властных кругах Советский Союз воспринимался специфически. В годы ПНР даже среди политического руководства было распространено представление о том , что граждане СССР ничем между собой особенно не отличаются, и их национальное происхождение не имеет значения. Александр Квасьневский говорил, что его заставил задуматься об этом один эпизод того периода, когда он возглавлял Sztandar Młodych. Он встретился тогда с советской делегацией, состоявшей главным образом из россиян. В какой-то момент один из них сказал, что их водитель, наверное, из Прибалтики, поскольку автобус, на котором они приехали, очень уж чистый. Поляки тогда этих национальных различий как правило не замечали, даже если по долгу службы часто общались с советскими политиками.

Годы спустя Александр Квасьневский обратил внимание , что многие западные политики тоже не осознавали, что СССР не был однородным в национальном отношении.

Политики на Западе не понимали — а некоторые не понимают до сих пор — стремления бывших советских республик к независимости.

Александр Квасьневский всегда придавал большое значение происходящему в Украине. В мире его до сих пор ценят как знатока этой проблематики. Важным политическим успехом Квасьневского стало его участие в организации круглого стола во время Оранжевой революции после украинских президентских выборов — на этих переговорах встретились Виктор Янукович и Виктор Ющенко. Квасьневский сам полетел тогда в Киев по просьбе уходящего президента Леонида Кучмы , а также сумел привезти туда президента Литвы Валдаса Адамкуса и министра иностранных дел ЕС Хавьера Солану.

Во время украинского кризиса в апреле 2007 года Квасьневский встретился в Киеве с премьером Виктором Януковичем и лидером оппозиции Юлией Тимошенко. Бывший польский президент до сих пор ездит в Киев — после начала полномасштабной войны он был там несколько раз.

В 1989 году Александр Квасьневский участвовал в заседаниях Круглого стола , разумеется, со стороны властей. Так началась его современная карьера. Он стал важнейшей фигурой среди посткоммунистов, то есть бывших членов ПОРП, которые после 1989 года остались в партиях левого толка — в Социал-демократической партии Польши и Союзе демократических левых сил. Кстати говоря, некоторые бывшие ПОРПшники перешли в другие партии, даже в правое «Соглашение центра» (Porozumienie Centrum), и так переобувшись, избежали ярлыка «посткоммунисты».

Лех Валенса и Александр Квасьневский , 2005. Источник: Википедия

В 1995 году Александр Квасьневский победил на президентских выборах Леха Валенсу , символ «Солидарности». Эта победа удивительна. Ведь с момента демократических перемен 1989 года прошло совсем немного времени , а поляки, выходит, уже соскучились по представителю старой власти.

Вскоре после вступления в должность президент столкнулся с большой проблемой , к которой несомненно приложили руку российские спецслужбы. Премьера Юзефа Олексы, который, как и сам Квасьневский, был посткоммунистом, обвинили в связях с российским шпионом Владимиром Алгановым. Соответствующие документы подбросили российские службы, стремясь усложнить Польше путь в НАТО: планировалось, что таким образом польские власти будут скомпрометированы в глазах Запада. Но в итоге эта история навредила только самому Олексы, виной которого были скорее слишком тесные дружеские связи, чем сотрудничество с российской разведкой.

Главное достижение в период правления посткоммунистов , — это вступление Польши в Европейский союз и НАТО. Хотя можно описать это и более ехидным образом: Евросоюз и НАТО приняли Польшу в свои ряды несмотря на то , что у власти в стране были посткоммунисты.

Политик и человек

Свадьба Квасьневских , 1979. Источник: Википедия

В истории Александра Квасьневского огромную роль играет его жена Йоланта , в прошлом также деятельница социалистического студенческого движения. Йоланта Квасьневская стала первой в Польше супругой главы государства , взявшей на себя публичные обязанности. Ее предшественницы, жены Войцеха Ярузельского и Леха Валенсы, фактически не исполняли эту роль. Гражданский брак Квасьневские заключили в 1979 году. Много лет спустя, в 2005 году, они обвенчались в дворцовой часовне. Йоланта всегда была верующей.

У Александра Квасьневского случались проблемы с алкоголем. В 1999 году он заметно пошатывался во время торжественных мероприятий в Харькове по случаю годовщины расстрела похороненных там польских офицеров. Канцелярия президента уверяла , что это последствия травмы правой голени. Позднее ходили шутки, что Квасьневский страдает «филиппинской» болезнью: свою неразборчивую речь во время выступления в Щецине в 2007 году он объяснял лекарствами , которые принимал на Филиппинах после заражения вирусом. Не очень отчетливой была речь президента и во время встречи со студентами в Киеве в том же году. В интернете можно найти множество мемов на тему Квасьневского и алкоголя, вроде двусмысленного «никогда не понимал, в чем проблема найти вторую половину поллитра». Впрочем, такие шутки — это некоторое лицемерие. Поляки никогда не упускали случая выпить и всегда этим кичились.

Александр Квасьневский поддерживал очень хорошие отношения с Папой Иоанном Павлом II. За время своего президентства он встречался с ним двадцать раз. И тут я не могу не похвастаться: когда отмечалось восьмидесятилетие Иоанна Павла II , в Ватикане прошла среди прочего аудиенция для польских журналистов, и Александр Квасьневский представил меня Папе! Это длилось едва ли несколько десятков секунд, но в политическом смысле эпизод довольно забавный. Президент, относящийся к числу посткоммунистов, представил Папе, который был символом сопротивления коммунистам, журналиста Gazeta Wyborcza — издания, история которого восходит к антикоммунистической оппозиции. В сущности, это хороший пример взаимодействия между поляками, которое, увы, случается слишком редко. Именно Александр Квасьневский стал воплощением такой консолидации, и именно как такой политик он войдет в историю.

Почему он обрел популярность среди своих оппонентов? Он не оскорблял , не разделял. Он уважал своих политических противников. Казалось бы, это обычное проявление приличия, в котором нет ничего неординарного — но, увы, в мире современной политики оно стало редчайшим явлением.

Перевод Валентины Чубаровой

02 августа 2024