Первое распоряжение нового маршала Влодзимежа Чажастого — запрет продажи алкоголя на территории Сейма. Больше не будет пива, водки и бокальчика вина к обеду в ресторане Сейма. Это последствия недавних громких скандалов с пьяными народными избранниками, которые устраивали шумные вечеринки в депутатском отеле, а иногда едва могли дойти до трибуны. В свою очередь депутаты ехидно замечают, что все оттого, что Чажастый некоторое время назад болел и с тех пор не может пить алкоголь, хотя когда-то и сам закладывал за воротник. Однако официально большинство депутатов, даже из оппозиционной партии ПиС, одобряют решение маршала. Ведь бо́льшая часть общества согласна с тем, что на рабочем месте пить нельзя. А Сейм — это все-таки рабочее место.
Влодзимеж Чажастый. Источник: Włodzimierz Czarzasty / FacebookВ польской системе власти маршал Сейма формально — второй человек после президента. Согласно конституции, когда президент не может исполнять своих обязанностей (например, в случае смерти), его замещает маршал. Такая ситуация уже имела место после катастрофы в Смоленске и трагической гибели президента Леха Качиньского. Его заменил тогдашний маршал Бронислав Коморовский, который впоследствии выиграл президентские выборы. Конечно, полномочия маршала меньше, чем, скажем, у премьера или даже у министров. У него нет фактической исполнительной власти, он руководит работой Сейма, хотя в некоторых ситуациях представляет Польшу за границей. Однако, если постарается, он может оказать значительное влияние на законодательную работу в парламенте. Маршал может блокировать либо ускорять принятие законов. Безусловно, Чажастый будет активным маршалом, который захочет показать, что обладает реальной властью.
Это стало очевидно сразу после того, как Влодзимеж Чажастый сменил на посту маршала Шимона Холовню. Таким было коалиционное соглашение. Партии, которые образовали правящую с декабря 2023 года коалицию, — Гражданская Коалиция Дональда Туска, «Левые» и «Польша 2050» Шимона Холовни договорились, что через два года произойдет смена маршала. Сперва им был лидер «Польши 2050» Шимон Холовня, а затем его предстояло сменить лидеру «Левых».
В начале своего пребывания на посту маршала Сейма Холовня приобрел огромную популярность. Свободный стиль, анекдоты и шутки, мгновенная реакция и остроумная полемика с депутатами от «Права и Справедливости». Это было чем-то абсолютно новым после периода довольно жесткого правления маршала Эльжбеты Витек из ПиС в Сейме предыдущего созыва (до ноября 2023 года), которая временами не допускала к трибуне депутатов тогдашней оппозиции из партии Туска или «Левых». Холовня был другим. Даже если он кого-нибудь отчитывал, то с улыбкой на лице. Во времена правления ПиС в Сейме для журналистов были закрыты некоторые коридоры, а само здание обнесли бетонными барьерами. Холовня велел все это убрать.
Каким будет Чажастый? Безусловно, совсем другим. Уже само голосование по его кандидатуре в Сейме показывает, какими будут два ближайших парламентских года. Оно проходило под возгласы депутатов от ПиС: «Коммунист! Коммунист!» Более прозрачного намека на прошлое Чажастого трудно себе представить. Правда, в ПиС тоже было несколько политиков с коммунистическим прошлым, в частности, Станислав Пётрович, что не мешает депутатам от правых осуждать нового маршала за его прошлое времен ПНР. В польской политике появление Чажастого на посту маршала — это и в самом деле великое возвращение посткоммунистических левых на вершину власти.
Занявший пост маршалка Влодзимеж Чажастый почтил память парламентариев, погибших во время Второй мировой войны и в Смоленской катастрофе. Фото: Петр Моленьский / Канцелярия СеймаВ 1993–1997 и 2001–2005 годах в различных коалициях и конфигурациях в Польше правили левые («Союз демократических левых сил»). Это была партия, возникшая на руинах прежней, режимной коммунистической партии и сформированная, главным образом, политиками склада и поколения Чажастого. В течение двух сроков президентом был Александр Квасьневский, лидер в этих кругах. Однако 20 лет назад левые потеряли власть и с тех пор находились в кризисе. На протяжении двух десятилетий они остаются на обочине польской политики. Чажастый на столь высоком посту — это не только его личный успех. Это возвращение из забвения на вершину власти. Парадоксально, что именно Чажастый 20 лет назад приложил руку к громкому краху левых.
Влодзимеж Чажастый — довольно типичный представитель молодого поколения деятелей ПОРП («Польской объединенной рабочей партии», коммунистической партии, правившей в Польше до 1989 года.). Он сделал карьеру в 1980-е годы в студенческих организациях, связанных с коммунистической властью (аналог советского комсомола). Во «взрослую» партию, ПОРП, он вступил в 1983 году, в худший, наиболее мрачный период — через два года после введенного Войцехом Ярузельским военного положения, когда уже ни у кого не оставалось иллюзий относительно жестокого и диктаторского характера коммунистического режима. Люди из поколения Чажастого, выбравшие карьеру в коммунистической партии, впоследствии часто повторяли, что это был обычный оппортунизм, либо… попытка реформировать систему изнутри. Чажастый оставался членом ПОРП до самого конца и роспуска партии в 1990 году.
После перемен и падения ПНР Чажастый довольно быстро нашел себя в левой, но демократической среде. Недолгое время он даже входил в «Демократический союз» — партию, выросшую из антикоммунистической оппозиции. Однако в первую очередь в 1990-е годы будущий маршал сосредоточился на бизнесе. Он основал издательство Muza и работал в медийном бизнесе. В конце 1990-х Чажастый начал вновь сближаться с левой средой. Тогдашний президент Александр Квасьневский доверил ему должность в Национальном совете радиовещания и телевидения (KRRiT) — государственном органе, осуществляющем контроль над электронными СМИ и обладающем достаточно существенными полномочиями предоставления лицензий телекомпаниям. Вскоре оказалось, что Чажастый стал в KRRiT серым кардиналом и фактически заправлял всем в сфере СМИ.
В этот период пика могущества левых в Польше разразился громкий скандал. Летом 2002 года известный кинопродюсер Лев Рывин пришел к Адаму Михнику, главному редактору издания Gazeta Wyborcza с предложением о взятке в размере более 17 миллионов долларов. Взамен Рывин, выступавший от имени некой властной группировки, обещал добиться для компании Agora, которая, в частности, была издателем Gazeta Wyborcza, выгодных изменений в законодательстве, которые позволили бы приобрести один из телеканалов и создать крупный медиахолдинг. Это было время расцвета Gazeta Wyborcza и Agora. Михник не согласился. Он записал разговор и обнародовал его. Подозрения относительно того, кто прислал Рывина с коррупционным предложением вели к так называемой группе, удерживающей власть — неформального круга влияния среди левых сил. СМИ сообщали, что в эту группу входил Влодзимеж Чажастый.
Позже была парламентская комиссия и допросы. Два года назад Томаш Наленч, председатель тогдашней следственной комиссии, в своей книге намекнул, что Чажастый был архитектором всей коррупционной интриги. Однако в отношении Чажастого так и не было представлено никаких доказательств.
Афера Рывина стала последним гвоздем в крышку гроба правления левых. В 2005 году СДЛС окончательно теряет власть, а Чажастый — должность в Национальном совете радиовещания и телевидения. Для польских левых сил начинаются трудные времена.
После краха левых и правительства Лешека Миллера сформировались два новых лагеря — либеральный и правый: «Гражданская платформа» Дональда Туска и «Право и Справедливость» Ярослава Качиньского. Вот уже два десятилетия они попеременно находятся у власти, жестко соперничая друг с другом. После падения правительства левых Чажастый оказался в структурах так называемого Объединения «Ординацкая». Название связано с Ординацкой улицей в Варшаве, где во времена ПНР находилась резиденция коммунистической студенческой организации. Это была группа бывших коммунистов из поколения Чажастого. Объединение должно было стать трамплином в большую политику. Лишь в 2012 году Чажастый возглавил мазовецкие региональные структуры СДЛС. Несмотря на то, что часть социал-демократов обвиняла в кризисе левых сил именно его, Чажастый добросовестно взялся за восстановление партии. Четыре года спустя он возглавил СДЛС — как раз в момент серьезного кризиса.
Социал-демократы не прошли в Сейм на выборах 2015 года. Партию нужно было заново собрать и восстановить. Чажастый как лидер СДЛС вступил в альянс с новыми, молодыми представителями левых: партией «Вместе» Адриана Зандберга и «Весна» Роберта Бедроня. Так появились «Объединенные левые». Впоследствии, по причине споров и внутренней конкуренции в этих кругах, Зандберг пошел по собственному пути. В результате кропотливой работы, объединения разобщенных левых организаций и последовательного сотрудничества с либеральной «Гражданской платформой» Дональда Туска, на выборах 2019 года левая коалиция провела в Сейм 49 депутатов. На последние выборы, два года назад, «Новые Левые» под руководством Влодзимежа Чажастого пошли уже без партии «Вместе», представляющей самых молодых левых избирателей и получили 26 мандатов. Зато они вошли в правящую коалицию вместе с партиями Туска и Холовни, а также «Польской крестьянской партией» Владислава Косиняка-Камыша. Это принесло «Левым» посты в правительстве, а Чажастому кресло маршала. Он долго этого ждал. Чажастый был единственным из «старой гвардии» бывших партийных товарищей, не получившим высокой должности во времена расцвета посткоммунистической социал-демократии 20 лет назад. Он всегда находился в тени Александра Квасьневского или Лешека Миллера. А сегодня они оказались на обочине, тогда как Чажастый, которого клеймят правые политики и СМИ, занимает второй конституционный пост в государстве.
В свой офис маршала Сейма на должность главы канцелярии он уже назначил Марека Сивеца — в прошлом высокопоставленный глава Бюро национальной безопасности во времена президентства Квасьневского. Некоторое время Сивец также занимал пост директора Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» в Украине.
Влодзимеж Чажастый и Марек Сивец. Фото: Александр Зелиньский / Канцелярия СеймаЭтим назначением Чажастый демонстрирует, что не отказывается от своего прошлого, а также подает сигнал своим прежним товарищам, что будет поддерживать их. Хотя определенно не всех, потому что он злопамятный и наверняка до сих пор не забыл различные обиды и высокомерное отношение со стороны социал-демократов или обвинения в причастности к провалу левых.
Для оппозиционных ПиС Качиньского и националистической «Конфедерации» новый маршал точно не будет легким оппонентом. Он уже объявил, что будет применять «маршальское вето». Такой правовой категории не существует, но это означает, что маршал просто будет блокировать и не принимать к рассмотрению законопроекты, которые сочтет вредными. В отличие от своего предшественника Холовни, он точно не будет вступать в идеологические дискуссии и намекать, что в мировоззренческих вопросах может пойти на какие-либо компромиссы. В таких вопросах как аборты, права женщин или Католическая церковь Чажастый довольно принципиален и придерживается левых взглядов. Кроме того, он безусловно сосредоточится на парламентской работе и внутренней политике.
В интервью Чажастый признавался, что не любит летать на самолетах. И в самом деле, когда может, он избегает полетов. А это серьезно ограничивает возможности заграничных визитов и вообще международную политику, которую маршалы проводят по крайней мере на уровне официальных контактов, например, с парламентами.
Новый маршал любит птиц, у него более двух тысяч книг о них, а если бы у него была вторая жизнь, он хотел бы стать орнитологом. Профессионально заниматься орнитологией он уже, скорее всего, не будет. Его настоящая любовь — политика. И теперь он сможет себя проявить — в сложнейший период, когда начинается подготовка к избирательной кампании 2027 года.
Переводчик Сергей Лукин, редактор Ольга Чехова



