Польша и Украина переживают едва ли не лучший период своих отношений за всю новейшую историю. Сейчас к полякам хорошо или очень хорошо относятся 83 % украинцев. При этом более 88 % опрошенных стали относиться хуже к россиянам.
Огромная помощь Польши и солидарность поляков с украинцами после начала широкомасштабного российского вторжения вызвали волну благодарности. Именно это , по мнению историка и политолога Лукаша Адамского, повлияло на то, что сейчас среди украинцев преобладает позитивное восприятие Польши. Лишь у 1 % опрошенных отношение к полякам изменилось к худшему.
Сегодня более половины украинцев считает , что отношения между нашими странами должны быть гораздо ближе, чем просто добрососедскими. 29 % опрошенных согласны с тем, что Польша и Украина должны находиться в союзных отношениях со взаимной поддержкой и согласованной внешней политикой. Столько же поддержало тезис, что эти отношения должны быть содружеством с чисто символической границей и общей внешней политикой.
Украинцы убеждены , что их государство стоит перед экзистенциальной угрозой в лице путинской России не только сейчас — эта угроза не исчезнет и в будущем.
Сегодня поддержка Запада ощутима, но она обусловлена не столько эмоциями или симпатией, сколько собственными интересами. Ведь, по мнению западных партнеров, победа России может уничтожить систему международных отношений, основанную на международном праве.
Украинцы понимают, что поддержка со стороны Польши имеет другой характер — она обусловлена не только осознанием угрозы со стороны России, но и вполне родственной солидарностью. Поэтому 58 % опрошенных украинцев заинтересованы в тесном союзе с Польшей, ведь именно он может оказаться самым эффективным и будет способен защитить интересы Украины в сфере национальной безопасности.
В противовес им 40 % украинцев считают , что добрососедских отношений с поляками достаточно.
Отдельное внимание в опросе уделено двум историческим регионам , которые наиболее тесно связаны с Польшей, — Галичине и правобережной Украине от Днепра до Буга. Оказалось, что Галичина — единственный регион, где более половины украинцев (53 %) не желают слишком тесно сближаться с Польшей.
У жителей Галичины больше всего родственных связей с поляками и там больше всего людей , которые знают или понимают польский язык. При этом галичане предпочитают, чтобы польско-украинские отношения остались на том же уровне, что и сейчас.
В правобережной Украине гораздо больше сторонников сближения Польши и Украины — вплоть до содружества. Примером такой формы взаимоотношений могут служить Швеция и Норвегия: эти суверенные государства, одно из которых не входит в ЕС, связаны тесными политико-экономическими отношениями; между ними практически нет границы, благодаря чему люди могут свободно перемещаться из страны в страну.
Украинцы сильно заинтересованы Польшей: 36 % опрошенных хотели бы начать изучать польский язык , а среди тех, кто им более-менее владеет, 44 % не прочь повысить уровень своих знаний.
В среднем 36 % опрошенных были в Польше хотя бы один раз , а в случае жителей Галиции эта доля составляет 66 %. У тех украинцев, которые бывали в Польше, отношение к полякам лучше, чем у остальных.
Что интересно , у 18 % украинцев в семье были или есть поляки. Чаще всего это старшие родственники (64 %), в том числе дедушка или бабушка (46 %), прадед или прабабушка (18 %).
Лукаш Адамский также обращает внимание на то , что украинские журналисты и политики не скрывают своего разочарования позицией Германии в контексте российско-украинской войны, и у 13 % украинцев отношение к немецкому народу ухудшилось.
Германия делает гораздо меньше , чем могла бы. Она не выполняет обещания по поставкам оружия вовремя. Немецкие политики утверждают, что это война Путина, а не России. Сначала немцы неохотно отнеслись даже к блокировке запуска газопровода «Северный поток — 2». Кроме того, немецкие политики и дипломаты часто выступают против предложений Украины. Этого не может не замечать украинское общество, которое сейчас достаточно живо интересуется политикой, поэтому разочарование Германией приобретает в Украине публичную огласку. Стоит вспомнить, как бывший украинский посол в Германии Андрей Мельник сравнил позицию канцлера Олафа Шольца с ливерной колбасой. Даже если украинцы рассчитывают на помощь со стороны Германии небезосновательно, им не стоит надеяться на значительную эмоциональную и душевную солидарность.
Результаты опроса свидетельствуют об огромной симпатии украинцев к Польше , что является почвой для дальнейшего развития польско-украинских отношений. Как отмечает эксперт, это еще и политический аргумент для углубления программ культурной и публичной дипломатии, которые смогут в большей степени раскрыть обеим нациям общую историю и традиции и еще сильнее их сблизить.
Этот опрос предоставляет политикам аргументы , почему стоит углубить отношения двух государств, дает общественную легитимацию людям доброй воли и учреждениям, которые хотят еще большей интеграции поляков и украинцев.
Респондентов спрашивали и о самом тяжелом периоде польско-украинских отношений — Волынской резне.
Почти ⅗ опрошенных согласилось с тем , что на могилах жертв Волынской резни, погибших от рук членов УПА, должны быть таблички с информацией о том, кто их убил. То, что 59 % украинцев согласны на это, дает политикам аргумент, чтобы наконец решить этот вопрос.
Лукаш Адамский , однако, обращает внимание на то, что украинцы чаще всего соглашаются на размещение соответствующих табличек на могилах поляков, убитых членами УПА, при условии, что на польских кладбищах, где покоятся украинцы, убитые участниками польского подполья, тоже должны висеть аналогичные таблички: «что убивали не зеленые человечки , а конкретные подразделения польского подполья».
Как видно по результатам исследования , украинцы испытывают симпатию к Польше, они хотят интегрироваться, а еще для них очень важно, чтобы поляки воспринимали их по-партнерски, как равных. Также данные опроса должны стать сигналом для польских комментаторов и политиков: решение сложных проблем требует, в частности, осуждения всего плохого, что исходило от польской стороны.
Сегодня отношения Украины и Польши переживают один из лучших периодов за последние несколько веков. Если же смотреть на это на широком историческом фоне , начиная со средневековой Люблинской унии, то, по мнению Лукаша Адамского, это второй золотой период нашего единства.
Перевод с украинского Татьяны Кучинской