Люди

Отец Тадеуш Рыдзык — священник, бизнесмен, политик

Тадеуш Рыдзык. Источник: Михал Косьц / Forum

Тадеуш Рыдзык. Источник: Михал Косьц / Forum

Тадеуш Рыдзык появился в польском общественном пространстве вместе с падением коммунистического режима. Крайне консервативный и неимоверно эффективный в бизнесе. Рассказываем о самом влиятельном и самом противоречивом священнике Польши.

Он даже внешне кажется типичным представителем польского духовенства — полноватый, весельчак, как многие пожилые священники. Особенно те, которые родом из небольших городов или деревень. Разумеется, это стереотип, но отец Рыдзык вряд ли обиделся бы на такое описание. В конце концов, он сам любит пользоваться стереотипами.

Его можно назвать существенной частью перемен последних 30 с лишним лет. Отец Рыдзык — редемпторист, который в 1991 году начал строить собственную медиаимперию. Жемчужиной в ее короне стало Radio Maryja.

Редемптористы — это монашеский орден, основанный в 1732 году в Неаполе. Их цель состояла, среди прочего, в проповеди Благой вести, в том числе — посредством реколлекций. В католицизме — несколько дней, посвященных духовному обновлению через молитву, конференции и исповедь. Тадеуш Рыдзык принял монашеские обеты и был рукоположен в сан священника в 1971 году. Затем он работал в Торуне (этот город сегодня особенно сильно с ним ассоциируется), Щецинке и Кракове.

В 1986 году он уехал в Германию, где провел 5 лет. Служил священником в Нюрнберге и Оберштауфене. Тогда же познакомился с немецкой редакцией Radio Maria International в Балдершванге. Вскоре она была закрыта в связи с обвинениями в ксенофобии и антисемитизме. Наблюдая за немецкой радиостанцией, Тадеуш Рыдзык, вероятно, и пришел к идее попробовать открыть нечто подобное в Польше.

Тадеуш Рыдзык. Источник: Петр Драбик / Wikimedia

Можно углубиться в еще более отдаленное прошлое. В 1983 году итальянский приходской священник Дон Марио Гальбиати установил на церкви в итальянском городке Арчелласко-д'Эрба антенну, чтобы вести трансляции для больных и пожилых людей, которые не могли прийти на мессу. Со временем инициатива переросла в итальянскую радиостанцию Radio Maria, которую финансировали сами верующие.

Тадеуш Рыдзык вернулся в Польшу в 1991 году. 9 декабря поляки — хотя, возможно, главным образом польки, поскольку основной костяк слушателей всегда составляли пожилые женщины, — впервые услышали в своих приемниках: «В эфире Radio Maryja — католический голос в наших домах».

Здание радиостанции Radio Maria. Источник: Radio Maryja

Это было особое время. После падения коммунистического строя в июне 1989 года зарождалась современная Польша, демократическая и капиталистическая. С точки зрения отца Рыдзыка, второе определение здесь особенно важно, ведь он — прежде всего бизнесмен, причем крупный. 90-е годы прошлого века заложили основы многих состояний, которые иногда создавались при неясных обстоятельствах. Сегодня не все помнят, как часто за бизнес-успехом скрывались финансовые махинации.

Тадеуш Рыдзык руководствовался мыслью отца Максимилиана Кольбе, Максимилиан Мария Кольбе (1894–1941) — католический священник-францисканец, погибший в Аушвице, добровольно пойдя на смерть ради незнакомого ему человека. бывшего до Второй мировой войны соучредителем журнала Rycerz Niepokalanej («Рыцарь Непорочной») и журналистом газеты Mały Dziennik («Малый вестник»). Отец Кольбе, по словам отца Рыдзыка, сказал: «Мы можем построить много церквей. Но если у нас не будет собственных СМИ, церкви останутся пустыми». Проблема в том, что до войны в Польше не использовалось слово «СМИ», поэтому цитата кажется не слишком достоверной, хотя и отражает образ мышления отца Рыдзыка.

Впрочем, достоверность — довольно серьезная проблема Тадеуша Рыдзыка. Символом того, насколько вольно он трактует это понятие, остается дело о публичном сборе средств на выкуп Гданьской судоверфи. По этой акции так и не провели аудит, и никто не знает, что стало с собранными деньгами. Впрочем, так всегда выглядят церковные сборы — люди кладут деньги на поднос, Во время службы в костеле прислужник обходит собравшихся с подносом, на который каждый верующий кладет денежное пожертвование. а священники никогда не сообщают, сколько собрали.

В начале 1990-х годов отец Рыдзык развернул борьбу за лицензию на радиовещание. Конечно же, он апеллировал к высшим силам. У здания Национального совета по телерадиовещанию собирались верующие и молились, а отец-директор, как его называли, приносил на заседания копию Ченстоховской иконы Божией Матери.

Изначально таких лицензий было более 100, поскольку Рыдзык оформлял местные разрешения, а не одно общенациональное. Его местные радиостанции зачастую превышали разрешенную дальность вещания. Например, в автомобилях по всей Польше лучше всего ловилось Radio Maryja.

Однажды даже пилот немецкого военного самолета во время миссии НАТО услышал в наушниках Radio Maryja, вещавшее на запрещенных частотах.

На волнах Radio Maryja чаще всего присутствует разговорный жанр: множество интервью, тематических передач, бесед со звонящими слушателями. Там можно услышать антисемитские и ксенофобские высказывания. Даже польский епископат неоднократно отмежевывался от контента, транслируемого этой радиостанцией. Однако ощутимого результата это не принесло: отец Рыдзык настолько влиятелен, что епископат ему не указ. Тем более что Radio Maryja пользуется сильной поддержкой наиболее консервативной части польского духовенства. Вполне возможно, что даже его подавляющего большинства.

Сегодня медиаимперия отца Рыдзыка включает в себя газету Nasz Dziennik, издаваемую с 1998 года, телеканал Telewizja Trwam, вещающий с 2003 года, и Высшую школу социальной и медийной культуры (в настоящее время Академия социальной и медийной культуры), основанную в 2001 году.

Радио и телевидение стали международными. Они вещают не только в Польше, но и в Западной Европе, США и Канаде. Иногда благодаря местным передатчикам, а глобально — благодаря спутниковым и интернет-трансляциям.

Экономическому успеху отец Рыдзык обязан хорошо известной церковной системе: пожертвованиям. Однако одних подаяний было бы недостаточно, поэтому он закрутил чрезвычайно выгодный роман с властью. Политики правого толка — прежде всего от партии «Право и справедливость» — регулярно выступают на Radio Maryja, поскольку такие эфиры практически гарантируют им успех на выборах. В благодарность они выделяют щедрые государственные субсидии. Журналисты подсчитали, что на предприятия отца Рыдзыка из государственной казны пошли сотни миллионов злотых, но неоспоримых доказательств этого нет.

Отец Рыдзык превратился в настоящего мастера по смешиванию частного с государственным. Трудно понять, какая доля его проектов финансируется из частных средств, а какая — из государственных. Это истинный образец непрозрачности. Вдобавок, ни власти, ни сам Рыдзык никогда не были заинтересованы в предоставлении информации по этим вопросам.

Ярослав Качиньский на 15-летии со дня основания Radio Maryja. Источник: Spoko DW / YouTube

Государство субсидировало его геотермальные скважины, которые должны были поставлять горячую воду для отопления жилых помещений. Оказалось, однако, что стоимость такого отопления в разы превышает расходы на обычное газовое.

Государство выделило средства на строительство в Торуне Музея истории Польши «Память и идентичность» имени святого Иоанна Павла II (Церковь вообще любит бизнес под брендом папы). В музее трудно понять, что «кесарево», а что «богово». Власти и сам бенефициар затрудняют доступ к информации. Кто за что заплатил? Над этим в последнее время ломают голову сотрудники Центрального антикоррупционного бюро, проводившие обыск в помещениях Фонда Lux Veritatis («Свет истины»).

Этот фонд — своеобразный инвестиционный центр отца Рыдзыка. Насчет Lux Veritatis, а именно он владеет телеканалом Trwam, время от времени возникали вопросы. Этот же фонд занимался, среди прочего, геотермальными скважинами. А также планировал строительство костела и... аквапарка.

Инвестиции отца Рыдзыка процветают, когда у власти находятся правые. И замораживаются, когда правые власть теряют. Однако Рыдзык умеет ждать благоприятного момента.

Какова политическая позиция Radio Maryja? Ведь именно в политической, а не в религиозной сфере оно вызывает наибольшие споры. Если самыми простыми словами: крайне консервативная и правая. Радио поддерживало «Христианско-национальное объединение» Политическая партия, существовавшая в 1989–2010 годы, апеллировавшая к довоенным национал-демократическим и христианско-демократическим традициям. и Избирательную акцию Солидарность, Политическая коалиция, в 1996–2001 годы объединявшая правоцентристские и антикоммунистические партии и общественные организации. а затем «Лигу польских семей» Национально-консервативная партия. и «Самооборону» «Самооборона Республики Польши» — христианская левая националистическая партия. во времена их коалиции с партией «Право и справедливость». Radio Maryja поддержало создание Патриотического движения Республики Польша (первоначально даже называвшегося «Партией Марии»). Оно поддерживало кандидатуру Леха Качиньского на пост президента. Сегодня радиостанции ближе всего «Право и справедливость». Члены партии любят фотографироваться с отцом Рыдзыком во время совместных танцев на религиозных праздниках.

Сам отец Рыдзык выступает только в собственных СМИ, яростно обрушиваясь на телеканал TVN и Gazeta Wyborcza за развращение поляков. Однажды он даже обвинил последнюю в «талмудической ментальности». По его мнению, все либеральное проклято. Он также открыто не приемлет Европейский союз — политики, участвующие в передачах Radio Maryja, называют его «евроколхозом».

В адрес Рыдзыка систематически звучат обвинения, что популяризирует пророссийские настроения. Пример — его неприятие Европейского союза и участия Польши в НАТО, ведь это лежит в интересах России.

Однако подобные воззрения Рыдзыка — скорее результат того, что для радикальных церковных консерваторов характерен образ мышления, не приемлющий западный либерализм и свободу нравов.

Отец Рыдзык любит резкие формулировки. В 1997 году он заявил, что проголосовавшим за либерализацию закона об абортах «следует обрить головы, как брили женщин, сожительствовавших с нацистами во время войны». Половое воспитание он прокомментировал так: «Детей учат, как мастурбировать, как доставлять себе удовольствие... без Бога». Или внешний вид женщин: «Вы только посмотрите на этих женщин на улицах. Они ходят и одеваются, как проститутки. Посмотрите, сколько у нас в Польше проституток — полные улицы. Они на каждом шагу».

Отец Тадеуш Рыдзык

Я знаю, что на польском телевидении сейчас много американских мультфильмов. Но ведь это изобретение сатаны, которое ведет прямиком к погибели. Например, один польский канал транслирует сказку «Телепузики», в котором появляется персонаж по имени Тинки-Винки. Этот персонаж — откровенный символ извращения, каковым является гомосексуализм. Во-первых, он розовый, а это ведь цвет гомосеков, во-вторых, у него на голове антенна в форме треугольника, а это их символ. В-третьих, он носит что-то вроде сумочки, как и остальные эти извращенцы.

Своим успехам отец Рыдзык обязан тому, что ему удалось собрать вокруг Radio Maryja большую аудиторию. Чаще всего это немолодые одинокие женщины, посещающие церковь. Из-за характерного головного убора их называют «мохеровыми беретами». Легко высмеивать эти «мохеровые береты». Но зачем? Скорее следует оценить тот факт, что Radio Maryja сплотило сообщество. В нем нашли себе место пожилые люди, для которых у детей, поглощенных повседневными хлопотами, нет достаточно времени. Эти «мохеровые береты» на волнах Radio Maryja находят кого-то, кто готов их выслушать, у кого подобные проблемы и похожий взгляд на мир. Создание сообщества — нравится оно нам или нет — это большое достижение в современном мире.

После падения правительства «Права и справедливости» отец Рыдзык отошел в тень. Но многое указывает на то, что на следующих выборах победят правые силы. И тогда отец Рыдзык снова провозгласит свой знаменитый лозунг: «Аллилуйя! Вперед!»

Переводчик Полина Козеренко, редактор Ольга Чехова

08 декабря 2025
Петр Липиньский

Журналист, почти 20 лет сотрудничает с Gazeta Wyborcza. Публиковался также в журналах Polityka, Po prostu, Newsweek и других польских и зарубежных изданиях. Автор документальных фильмов. Занимается периодом коммунистической власти в Польше, автор книг «Берут. Когда партия была богом», «Абсудры ПНР» и др. Номинант нескольких журналистских премий, включен в список ста лучших польских репортеров.