Идеи

Выборы президента — 2025. Политическая гонка началась

Славомир Ментцен, Шимон Холовня, Рафал Тшасковский и Кароль Навроцкий. Коллаж: Новая Польша

Славомир Ментцен, Шимон Холовня, Рафал Тшасковский и Кароль Навроцкий. Коллаж: Новая Польша

Избирательная кампания обещает быть жесткой. Хотя реальную борьбу поведут двое главных претендентов — из правящего центристского лагеря и правой оппозиции — другим тоже хочется урвать на этих выборах что-то для себя.

Все политики в Польше заверяют , что избирательная кампания перед президентскими выборами еще впереди и стартует где-то в январе, а то и феврале нового, 2025 года. На самом же деле она уже идет полным ходом, поскольку уже стало ясно, кто примет участие в гонке за президентское кресло. В последние недели поляки следили за внутрипартийными кастингами кандидатов. В правящей уже год Гражданской коалиции (ГК) эти кастинги на американский манер называют «праймериз». Внутреннее решение в «Праве и Справедливости» (ПиС) носило иной характер: оно было закрытым и принималось в узком кругу лидера Ярослава Качиньского и его основных соратников по партии. Однако оба процесса, публичный в ГК и кулуарный в ПиС, приковали к себе внимание общества и, несомненно, стали началом серьезной предвыборной кампании.

В схватку на президентских выборах вступят Рафал Тшасковский из ГК и Кароль Навроцкий , формально — беспартийный и гражданский кандидат, фактически выдвинутый и поддерживаемый ПиС. Помимо этой двойки из ведущих политических лагерей, правящей ГК и оппозиционного ПиС, есть и другие. Один из них — это нынешний маршал (глава) Сейма Шимон Холовня (его партия «Польша 2050» входит в состав правящей коалиции вместе с ГК и Левыми) , другой — лидер консервативной «Конфедерации» Славомир Ментцен.

Мэр столицы

В польской политике существует некий миф , что должность мэра Варшавы — отличный трамплин для того, чтобы занять пост президента страны. Этот миф основывается на единственном примере: мэром столицы, прежде чем стать президентом, был Лех Качиньский. Впрочем, о Рафале Тшасковском давно говорят, что он готов к роли кандидата на президентских выборах. Действительно, он прошел совсем неплохую политическую школу. У Тшасковского есть опыт работы в европейских структурах и органах местного самоуправления, за спиной у него несколько избирательных кампаний, причём и как в роли кандидата, так и, например, в качестве главы избирательного штаба Ханны Гронкевич-Вальц на выборах мэра Варшавы в 2010 году.

Рафал Тшасковский. Источник: Platforma Obywatelska RP

Политическую карьеру Тшасковский начинал в Европейском парламенте. Вначале , сразу после вступления Польши в Европейский союз, он был в Брюсселе помощником и советником депутатов Гражданской Платформы (ГП). «Очень способный, прекрасно владеющий иностранными языками, но не слишком трудолюбивый», — такое мнение о Тшасковском того периода можно часто услышать из уст многих, в общем-то, доброжелательно настроенных к нему политиков и чиновников, которые тогда с ним взаимодействовали. В 2009 году Тшасковский уже заседал в Европарламенте в качестве депутата. Когда четыре года спустя он перешел в правительство Дональда Туска (т.н. первое правительство ГП) на пост министра администрации и цифровизации , он уже был узнаваемым политиком принадлежал к узкому кругу младшего поколения политиков ГП, о которых говорилось, что впереди у них большая, блестящая карьера. В их числе были когда-то Павел Пискорский и Славомир Новак, но они плохо кончили, погрязнув в коррупционных скандалах. Зато Тшасковский не просто сделал карьеру — перед ним открылась перспектива занять самый престижный и важный пост в Польше.

В 2020 году он уже участвовал в «пандемических» президентских выборах , проиграв Анджею Дуде во втором туре. Для Тшасковского эта кампания была исключительно трудной. В сущности , он начал ее только в середине мая, а выборы состоялись уже 28 июня. До мая кандидатом от оппозиционной тогда ГК была Малгожата Кидава-Блоньская. Однако, в связи с ее слабыми показателями в опросах и неразберихой, связанной с попыткой организовать т.н. выборы в конвертах (в условиях пандемии коронавируса предполагалось , что поляки будут отправлять свои голоса по почте), ГК заменила своего кандидата на Тшасковского. Правившая в то время ПиС в итоге не стала организовывать «выборы в конвертах» — голосование прошло в обычном порядке, на избирательных участках. После очень короткой, но ожесточенной кампании Тшасковский проиграл Дуде во втором туре, уступив лишь на 2,06 % голосов. Если быть точным, он набрал на 422 385 голосов меньше, чем действующий президент. Несмотря на поражение, это стало неплохой школой ведения кампании. Против Тшасковского был весь административный аппарат правившего тогда ПиС, действующий президент с хорошим рейтингом, контролируемые властями и безжалостно используемые СМИ, нехватка времени и трудный период пандемии.

Сегодня он идет на выборы в лучшей , даже, пожалуй, комфортной ситуации. С большим запасом поддержки. С правящей партией за спиной, с очень сильной неприязнью значительной части общества по отношению к правившей до недавних пор ПиС. Из опроса для новостной программы «Факты» телекомпании TVN, проведенного 25 ноября центром Opinia24, следует, что сегодня за Тшасковского проголосовал бы 41 % избирателей. При этом штаб кандидата от ПиС называет Тшасковского «барчуком из Варшавки», подчеркивая, что мэр столицы — человек из элиты, а не из простого народа. Нет сомнений в том, что кампания будет жестокой.

Во время праймериз в ГК конкурент варшавского мэра , министр иностранных дел Радослав Сикорский, демонстрировал свои компетенции и сосредоточенность на проблемах безопасности и внешней политики. Он подчеркивал, что ключевыми для него являются вопросы российской угрозы и войны в Украине. В этой внутренней кампании редко звучали прямые обвинения Тшасковского в том, что тот не разбирается в вопросах безопасности и оборонной политики, однако из самовосхваления Сикорского следовало, что его конкурент будет сконцентрирован на этой сфере куда меньше, чем он сам. А ведь в польской политической системе если что-то и входит в компетенции президента (они не слишком широки для столь серьезного, полученного в результате всеобщих выборов мандата, каким располагает президент), то это прежде всего проблемы безопасности и внешней политики. Вовсе не экономика или здравоохранение: эти вопросы часто становятся темой президентских предвыборных кампаний, потом, однако, выясняется, что ни одни польский президент не занимался вопросами здравоохранения или экономики. Ведь, помимо возможности наложить вето на законопроекты, у него нет для этого полномочий.

Во время первой стычки на праймериз в ГК Сикорский подчеркивал , что Тшасковский слишком левый. Министр иностранных дел выстраивал свой имидж человека, который лучше достучится до избирателей с центристскими и правыми взглядами, что будет немаловажно во втором туре против кандидата ПиС. Однако опросы этого не подтверждали: все исследования показывали, что во втором туре больше шансов именно у Тшасковского. Впрочем, трудно представить себе, чтобы избиратели ПиС проголосовали за какого-либо кандидата, поддержанного премьером Туском.

Качиньский и его кандидат

Первое инаугурационное выступление кандидата Кароля Навроцкого было откровенно плохим. Неестественно менторский , несколько покровительственный тон, много пафоса в содержании речи. Ну и чтение по бумажке. Было заметно, что Навроцкий к инаугурации не готов. И неудивительно, ведь в ПиС до последнего момента продолжалось острое соперничество за то, кто станет кандидатом на выборах от правых. В отличие от ГК, в ПиС не было праймериз, только кулуарная борьба группировок и своего рода кастинг перед председателем партии Ярославом Качиньским. Среди кандидатов в кандидаты были Пшемыслав Чарнек (бывший министр образования в правительстве ПиС), Тобиаш Бохеньский (бывший кандидат от ПиС на выборах мэра Варшавы) , поговаривали и о вице-председателе партии, бывшем министре обороны и верном соратнике Качиньского Матеуше Блащаке.

Кароль Навроцкий. Источник: Instytut Pamięci Narodowej

Председатель выбрал Навроцкого. Почему же? Потому что , согласно всем исследованиям, больше шансов будет у такого кандидата правых, который не будет прямо ассоциироваться с правлением ПиС. Целый ряд коррупционных афер и скандалов привел к тому, что непосредственная связь с ней стала компрометирующей. Еще и поэтому Навроцкий официально объявлен не партийным, а «гражданским» кандидатом. К тому же в окружении Качиньского, да и среди правых избирателей, жива легенда Анджея Дуды. Ведь в 2015 году нынешний президент тоже не был широко известен. По тому же принципу Навроцкий — бывший директор музея Второй мировой войны в Гданьске и глава Института национальной памяти (ИНП) — должен стать своего рода Дудой 2.0. Вот только у Анджея Дуды к 2015 году уже был политический опыт: до этого он был евродепутатом, вел избирательные кампании, работал в канцелярии президента Леха Качиньского. Одним словом, он, может быть, и находился в третьем ряду, но все же участвовал в большой политике.

У Навроцкого же нет никакого опыта в кампаниях. А у ПиС при этом нет денег: после недавних решений Государственной избирательной комиссии партия Качиньского потеряла более 70 миллионов злотых дотаций за финансирование предыдущих кампаний из бюджетных средств. Задача у Кароля Навроцкого будет нелегкой. Опрос , проведенный 26 ноября агентством United Surveys, дает ему 24,5 % голосов. Опрос центра Opinia24 для телекомпании TVN оценивает поддержку Навроцкого в 26 % голосов в первом туре. До выборов, впрочем, еще далеко, и хорошая кампания сможет многое изменить.

В качестве председателя ИНП Навроцкий занимался исторической политикой , в том числе польско-украинскими проблемами. Под его руководством организация плохо ладила с украинским Институтом национальной памяти, а сам он он зарекомендовал себя убежденным противником изучения польских преступлений против украинцев во время Второй мировой войны и сразу после нее. 2 декабря Навроцкий объявил, что хочет построить в Хелме музей Памяти жертв волынской резни. В ходе предвыборной кампании от него, скорее всего, можно ожидать более жесткой риторики в отношении Украины, в частности, акцента на трудных темах в польско-украинских отношениях. К таким темам относится не только историческая политика, но и, например, проблемы торговли украинским зерном. Это связано с тем , что Навроцкий будет бороться за избирателей-националистов, электорат «Конфедерации», который ему особенно понадобится во втором туре. Пока похоже на то, что главная цель ПиС — это мобилизация электората и его удержание, а может быть даже и расширение за счет избирателей Конфедерации. Возможно, даже не столько с целью победы на президентских выборах, сколько с прицелом на выборы в Сейм в 2027 году.

Где учился глава Сейма?

Несколько дней тому назад еженедельник Newsweek сообщил , что Шимон Холовня получал высшее образование в университете Collegium Humanum. Это частное польское учебное заведение, вокруг которого один за другим начали вспыхивать коррупционные скандалы; был арестован ректор вуза и еще несколько человек. Центральное антикоррупционное бюро задержало, в частности, бывших евродепутатов Рышарда Чарнецкого и Кароля Карского для допроса об их помощи университету. Речь шла, в том числе, о массово обучающихся в Collegium Humanum студентах из Узбекистана, Украины и многих других стран. Это «обучение» было нужно для получения вида на жительство в Польше. Был также задержан мэр Вроцлава Яцек Сутрык — политик, пользующийся поддержкой нынешней правящей коалиции. Сутрык, как утверждается, за деньги «оформил» себе диплом МВА (Master of Business Administration), престижное звание, позволяющее, в частности, состоять в наблюдательных советах госкомпаний. Впрочем, таких политиков и чиновников было много. Учебное заведение стало печально известным из-за оформления в «ускоренном» порядке дипломов о получении образования и МВА. Сегодня по этим делам ведутся десятки прокурорских расследований.

Шимон Холовня. Источник: Szymon Hołownia / Facebook

После откровений журнала Newsweek о Шимоне Холовне маршал вышел к СМИ и уверял , что он всего лишь когда-то записался на учебу в это заведение, но к занятиям не приступил, то есть по сути не учился там. Так или иначе, для Холовни это большая репутационная проблема, которая, вероятно, сильно ударит по его шансам на выборах. В настоящее время опросы говорят, что за него может проголосовать 8 % избирателей. Это значительно меньше, чем на выборах 2020 года. Тогда Холовня событием кампании и занял третье место, набрав 13,8 %.

Бывший журналист и шоумен громко вошел в политику. В СМИ он получил известность как публицист Newsweek , писавший о церковных проблемахю Выбор тематики неслучаен: в молодости Холовня был послушником ордена доминиканцев. Он очень долго был известен в качестве католического публициста, хотя настоящая популярность пришла к Холовне как к шоумену и ведущего популярной развлекательной программы «У меня талант» на телеканале TVN.

Когда в 2019 году он объявил об участии в президентских выборах , это стало большой неожиданностью. Тем большей, что в его штабе собралось несколько опытных фигур из СМИ и экспертного сообщества — например, Михал Кобоско или Катажина Пелчинская-Наленч (в прошлом польский посол в России). Та президентская кампания создала Холовне основу для создания партии «Польша 2050». Новая партия, построенная на популярности Холовни, позже вошла в Сейм в коалиции с Польской крестьянской партией, получив на выборах в октябре прошлого года 14,4 % голосов. Партия Холовни стала частью нынешней правящей коалиции вместе с ГК Дональда Туска и Левыми, сам Холовня стал маршалом Сейма, и именно эта должность должна была стать трамплином к президентству. Только, скорее всего, уже не станет, ведь маршал несколько «поизносился».

За год руководства работой сейма Холовня погряз в партийных склоках. Его партия ведет внутри правящей коалиции бесконечные идеологические споры с «Левыми». Ведь она чаще всего представляет более консервативную позицию , например, по вопросу абортов. Что касается внешней политики, маршал Сейма не обладает полномочиями, чтобы проводить ее самостоятельно, но он имеет на эту сферу определенное влияние, особенно имиджевое. Холовня встречался с президентом Владимиром Зеленским и не раз выражал поддержку Украине, а в июне 2024 года выступил в украинской Верховной Раде. Если в ходе кампании появятся сюжеты, связанные с внешней политикой или вопросами безопасности, маршал Холовня, скорее всего, не будет говорить ничего, что не совпадало бы с политической линией правительства Дональда Туска.

Перевернуть столик 2.0

Совершенно иное ви́дение внешней политики нанесет на свои знамена кандидат в президенты от «Конфедерации» , тридцативосьмилетний предприниматель и налоговый консультант Славомир Ментцен, которого можно считать темной лошадкой предстоящих выборов. На последние парламентские выборы праворадикальная и националистическая «Конфедерация» шла под лозунгом «перевернем столик» , который особенно продвигал Ментцен как лидер партии. Это должно было означать отход от прежней политики во многих областях: от экономики до внешней политики. Перед теми выборами был момент, когда опросы даже давали «Конфедерация» третью позицию в Сейме, а сами «конфедераты» уже видели себя в новом правительстве в коалиции с ПиС. Ничего подобного не случилось: партия Ментцена набрала немногим более 7 %, а ее 17 депутатов Сейма находятся сегодня в оппозиции.

Славомир Ментцен. Источник: Sławomir Mentzen / Facebook

Несмотря на это , надежды на успех Ментцена вновь разогревают сообщество «конфедератов». Впрочем, это неоднородная среда, и не все в ней довольны его кандидатурой. Там есть крайние националисты и радикальные либералы, даже либертарианцы, есть борющиеся против системы антипрививочники, есть пророссийские группы, но много и таких, кто вообще не интересуется политикой, недолюбливает государство как таковое и просто восхищается строптивыми лидерами, непохожими на всех остальных политиков. Больше всего Ментцен импонирует этим последним. Он сторонник самостоятельной польской политики и противник глубокой интеграции с ЕС, его партия также не раз критиковала власти Польши за слишком активную поддержку Украины. Хотя сам Ментцен и отвергает обвинения в пророссийской позиции, он неоднократно публиковал в социальных сетях ложную информацию, например, о живущих в Польше украинцах.

Ментцен , очевидно, политик нового формата, вписывающийся в некий тренд современного популизма. Такого, как у Дональда Трампа или Кэлина Джорджеску в Румынии, воодушевленного недавним успехом в первом туре президентских выборов. К моменту публикации статьи стало известно, что Конституционный суд Румынии отменил результаты выборов. Ментцен весьма активен в социальных сетях и именно там , главным образом, будет вести предвыборную кампанию. Обращается он к целевой группе, наиболее восприимчивой к посланию «Конфедерации»: молодым мужчинам или молодежи в целом. К тем, кто разочарован действительностью и ищет для своих проблем простые решения. К тем, кого раздражают иммигранты, кто во время пандемии считал себя жертвой репрессий со стороны государства, а теперь не верит в войну в Украине, называя ее «чужими разборками». У Ментцена есть большие шансы стать их кандидатом в президенты. Сегодня опросы дают ему 12 %, однако с избирателями «Конфедерации» есть одна проблема: очень многие из них активны в сети, им нравятся интернет-мемы и радикальные лозунги, но, когда наступают выборы, они очень неохотно встают из-за компьютера и идут голосовать. В итоге большая поддержка в опросах не переносится на электоральный результат.

Своего кандидата (а скорее — кандидатку) еще не выставили «Левые». О своем желание участвовать в выборах заявил уже баллотировавшийся ранее (и получивший мизерный результат) депутат и предприниматель правых взглядов Марек Якубяк. Наверняка появятся и другие малозначительные кандидаты , но борьба разыграется внутри этой четверки: Холовня, Ментцен, Навроцкий и Тшасковский. А реальную битву за президентское кресло будут вести двое последних из этого шорт-листа.

Переводчик Сергей Лукин , редактор Валентина Чубарова

09 декабря 2024