Люди

Збигнев Релига. Сердце польской медицины

Збигнев Релига. Источник: TVP / Forum

Збигнев Релига. Источник: TVP / Forum

История кардиохирурга, который провел первую в Польше операцию по пересадке сердца.

Шел 1985 год. В СССР началась перестройка , а в Польше все еще царил реальный социализм с его пустыми полками магазинов и дефицитом товаров первой необходимости. И, тем не менее, в ноябре того года произошли события, полностью изменившие ход развития польской хирургии. Профессор медицинских наук Збигнев Релига провел первую в Польше успешную операцию по пересадке сердца. Сейчас его по праву считают отцом современной польской кардиохирургии, но тогда его идеалы противоречили духу времени.

Совершать научные прорывы в те годы было нелегко. В стране не хватало денег , поэтому не могло быть и речи о покупке современного медицинского оборудования. Во врачебных кругах бытовало мнение, что в таких условиях провести успешную трансплантацию попросту невозможно, а неудача положит конец дальнейшим исследованиям такого рода в Польше. К тому же в обществе было глубоко укоренено убеждение, что центр личности и жизненных сил человека — именно сердце, а не, как теперь общеизвестно, мозг. Мечты Религи казалось простому человеку святотатством. Страшно было даже подумать о том, чтобы взять сердце у одного человека и пересадить его другому, — в те времена это нарушало главные этические принципы.

Однако у Збигнева Религи были необходимые знания и навыки для проведения подобных операций. А еще у него было мужество , чтобы поступать наперекор всем ради спасения человеческих жизней. 5 ноября 1985 года была проведена операция по пересадке сердца, которая продлилась полтора десятка часов и завершилась успехом. Донором был 20-летний молодой человек из Варшавы, попавший в автокатастрофу — у него констатировали смерть мозга.

Збигнев Релига

Впервые мы взяли у донора еще бьющееся сердце — вопреки значительному сопротивлению польского медицинского сообщества. Раньше здесь проводились подобные операции — по трансплантации почек , но органы брались только у тех доноров, чье сердце переставало работать. Считалось, что человек, сердце которого бьется, еще жив.

Хирург Мариан Зембаля , принимавший участие в той операции, вспоминал:

Мариан Зембаля

Всё было впервые — вид извлеченного сердца донора и пустой грудной клетки пациента после удаления больного сердца. Все-таки в новом бьющемся сердце есть некая тайна. Это как тайна воскресения — непостижимая , но осязаемая и такая настоящая.

Об этом успехе писали все газеты.

На пути к цели

Во время учебы в университете Збигнев Релига часто говорил , что не хочет быть хирургом, но у судьбы были другие планы. По окончании учебы он уехал на стажировку в США, где под руководством лучших специалистов изучал передовые подходы и технологии, применявшиеся в хирургии. Несмотря на предложения остаться работать за границей, он вернулся в Польшу и быстро сделал блестящую карьеру в Варшаве. Из столицы Релига отправился в Забже, чтобы создать там с нуля и возглавить знаменитый в будущем Силезский центр сердечных заболеваний.

Коллеги хирурга вспоминали , что отделывать здание им пришлось самостоятельно, а Релига собственноручно отдраивал кафель в операционном зале. Он никогда не ставил себя выше других, был не таким, как многие другие врачи в те времена. Он хотел создать сильную команду кардиохирургов и учить молодых врачей ответственности и смелости, верил, что только практика превратит их в специалистов, и не боялся конкуренции. В изданной спустя годы книге «Релига. Биография самого известного польского кардиохирурга» его коллеги написали об атмосфере тех дней:

Юдита Ватола и Дариуш Кротко

Не было никаких пространных речей. В сущности , он обещал одно: «Когда мы откроемся, все будет зависеть только от вас. Вы сами решаете, какими будете. Да, и еще: через год мы проведем здесь пересадку сердца». Что ж, сказано — сделано.

Непрестанные вызовы

После триумфа 5 ноября 1985 года команда Религи не почила на лаврах , а продолжала действовать. Уже через неделю была проведена следующая трансплантация — вновь успешная. За ней последовали новые операции. Энтузиазм в обществе не ослабевал. Клиника получила государственное финансирование, Релига за свои заслуги был удостоен множества наград, газеты, радио и телевидение сообщали о достижениях силезских врачей. Но главным было не это. Впоследствии профессор сказал:

Збигнев Релига , из книги-интервью «Релига. Человек с сердцем в руках»

Честно говоря , я уже забыл обо всех этих медалях. Никогда всерьез о них не задумывался. Для меня гораздо важнее было создать хорошую команду молодых честолюбивых людей, которые показали, что в Польше можно сделать что-то стоящее без денег.

И ему это действительно удалось. Известия о все новых и новых трансплантациях распространялись не только в медицинском мире , но и в широких кругах благодаря СМИ. В ночь с 4 на 5 сентября 1987 года после одной из операций была сделана знаменитая фотография, опубликованная в журнале National Geographic и вошедшая в список ста лучших в истории издания. На фото усталый Збигнев Релига сидит у операционного стола рядом с только что прооперированным пациентом. Сзади прямо на полу засыпает его ассистент, который в тот день помог профессору в двух успешных трансплантациях.

Збигнев Релига после трансплантации сердца. Фото: Джеймс Стэнсфилд / National Geographic
Подпись к фотографии в журнале National Geographic

Потратив 23 часа и 22 кассеты с пленкой , фотограф Джеймс Стэнсфилд понял, что ему наконец удалось сделать идеальный снимок. Он уловил тревожный взгляд Религи, следящего за жизненными функциями пациента после пересадки сердца.

В 1991 году Релига вместе со своими коллегами первым в Польше подключил больному , ожидающему донорский орган, искусственное сердце, изготовленное в Германии. Затем, совместно с инженерами, он приступил к собственной работе по созданию польского аналога, исследуя сердечные клапаны. Первое польское искусственное сердце, POLVAD, было подключено больному в 1995 году. Кроме того, Релига впервые в Польше провел операцию с использованием вещества, стимулирующего образование в сердце новых кровеносных сосудов.

В конце концов на пути дальнейшего развития встала проблема недостатка средств. После краха коммунистического режима у клиники в Забже не было денег на проведение трансплантаций и внедрение новых методов. И снова профессор не сдался: он основал Фонд развития кардиохирургии. Збигнев Релига всегда искал пути решения проблем , а его харизма помогала ему в этом.

Человек из плоти и крови

В то же время ничто человеческое не было ему чуждо. Всю свою жизнь Релига был заядлым курильщиком. Это довело его до рака легких , но ритм жизни профессора оставался неизменным — курение он на какое-то время бросил, но после последней операции вернулся к нему, осознавая, что это уже не изменит ситуации. Он обожал рыбалку в Африке, сам лечил и оперировал свою любимую собаку. Он обладал замечательным чувством юмора, умел взглянуть на себя со стороны, любил выпить. Конечно, у Збигнева Религи были свои недостатки, но он сознавал их и давал людям все лучшее, что только мог.

В 2005 году он стал министром здравоохранения. Через какое-то время начались протесты службы здравоохранения , и примерно тогда же у Религи произошло обострение болезни. Позже ему пришлось уйти в отставку из-за очень тяжелого самочувствия, но в тот момент он не покинул свой пост.

Збигнев Релига

Я намерен вернуться к работе здоровым. Отставку я считаю бегством от проблемы. Сейчас , когда продолжаются забастовки, я не убегу.

Збигнев Релига был автором и соавтором более 160 научных работ , прочитал десятки лекций, занимался лечением пациентов и политикой, не умел отказывать людям. Медсестры, ассистировавшие во время его операций, вспоминали, что он обожал слушать музыку, особенно джаз, и всегда напевал мелодии Луи Армстронга. Умер Збигнев Релига 8 марта 2009 года, в возрасте 70 лет, после тяжелой болезни. На его похоронах звучала мелодия What a wonderful world. Он оставил удивительное наследие — тысячи спасенных людей и сотни вдохновленных его деятельностью врачей.

Перевод Никиты Кузнецова

20 октября 2020