Натуристы – которых прежде называли нудистами — это люди , загорающие на пляжах обнаженными. Вроде бы ничего особенного, но в эпоху ПНР — дело серьезное, натуристы оказались в центре нешуточного ажиотажа. Своей «штаб-квартирой» они выбрали пляж в Халупах — деревне на Хельской косе, которой была посвящена популярная тогда песня Chałupy welcome to в исполнении Збигнева Водецкого:
Будут все с себя снимать ,
«Мисс Натуру» выбирать —
по деревне дрожь.
Наблюдатели в трусах
Робко прячутся в кустах,
Призывают дождь.
Сегодня многие поляки считают , что именно благодаря той песенке натуризм стал набирать обороты, а на пляж в Халупах потянулись его последователи. В действительности все было наоборот. В тексте — пусть и шутливом — затрагивался серьезный конфликт. Песня была написана уже после того, как в середине 1980-х годов жители Халуп прогнали натуристов из деревни.
Стриптиз под руководством партии
В ПНР о сексе публично почти не говорили. Не издавались эротические — или порнографические — журналы вроде американского Playboy. В некоторых журналах , таких как Razem или itd, на закате Народной Польши регулярно публиковались единичные фото обнаженных женщин. Это повышало популярность изданий, которые представляли официальную пропаганду. Раздевающихся женщин можно было увидеть на стриптиз-шоу, но они проходили лишь в дорогих ресторанах.
Времена правления Болеслава Берута и Владислава Гомулки , то есть период с 1945 по 1970 год, были невероятно ханжескими — хотя у Берута, например, было четыре неофициальных жены и несколько любовниц (у Гомулки, правда, только одна жена). В 1970-е годы Польша под управлением Эдварда Герека (тоже одна жена) стала более открытой миру. Все больше поляков выезжало за границу. Отголоски западной сексуальной революции достигли и Польши. Загорать нагишом было тогда модно не только на Западе , но и в странах так называемой народной демократии. Наибольшее число нудистов приходилось на ГДР, хотя пляжи для них существовали также в Югославии, Румынии, Венгрии.
В публичном пространстве нагота появилась в 1970-е годы благодаря Краковскому фотографическому обществу. Оно организовывало экспозиции фотографий женщин в жанре ню. Выставка под названием Venus собирала толпы зрителей , а представленные на ней снимки даже похищали. В прессе вокруг фотовыставки разгорелись настоящие баталии: звучали обвинения в распространении порнографии. Хотя, на самом деле, это был своего рода эротико-социалистический ответ на буквализм капиталистической порнографии. И все же, несмотря ни на что, чиновники пытались закрыть выставку.
Набирал популярность стриптиз. Как и полагается в централизованной коммунистической экономике , эротическим танцам тоже требовался чиновничий надзор. Танцовщицами руководило агентство «Столичная эстрада». Центром польского стриптиза был варшавский ресторан Kongresowa.
В 1970-е годы в школах ввели предмет «Подготовка к жизни в социалистической семье». Он включал и сексуальное просвещение. В то десятилетие развивались консультации , объединявшие духовные и физические аспекты сексуальной близости. Из нескольких популярных сексологов наибольшую известность приобрела Михалина Вислоцкая , выпустившая в 1978 году книгу «Искусство любви», которую некоторые считали порнографическим произведением.
Нудизм и «текстильщики»
Тогда же , в 1970-е годы поляки вспомнили, что на пляжах можно загорать нагишом — их родители и деды впервые сняли купальные костюмы десятилетиями ранее. В 1897 году в Грудзёндзе было создано Общество естественного образа жизни. Согласно историческим источникам, именно тогда в Польше зародился нудизм. «Солнечные ванны», как тогда называли процесс загорания, принимали нагишом в городском саду.
Однако , когда в 1970-е годы натуристы сняли купальные костюмы, на пляжах на них посыпались штрафы — милиция наказывала нарушителей норм нравственности. На протяжении целого десятилетия в газетах не утихала дискуссия: можно или нельзя загорать голышом?
В 1980-х власти постепенно примирились с натуризмом. У обычных граждан он вызывал уже не столько негодование , сколько приятное волнение.
Как я уже говорил , нудизм существовал и прежде. Но поляки, видимо, способны даже голую попу превратить в идеологию. Натуризм — это нечто большее, чем нудизм. Натуризм — это не просто загорание голышом, но и общение с природой, выражение свободы и даже забота о здоровье, как гласили манифесты лидеров натуристов, адресованные «текстильщикам», то есть большинству, которое загорало в купальных костюмах.
Возможно , впрочем, термин «натуризм» появился потому, что «нудизм» в польском языке может ассоциироваться с чем-то «нудным»: именно такую параллель проводили авторы некоторых газетных статьей эпохи ПНР, критиковавшие нудистов.
«За что мы боремся?» — так звучал заголовок одного из манифестов , отсылавший — сознательно или нет — к прокламации польских коммунистов времен Второй мировой войны. В манифесте говорилось, что натуризм соответствует идеалам социалистического гуманизма.
В 1980-е годы натуристов поддерживал журнал Veto , орган Федерации потребителей. Это было специфическое издание, критически настроенное по отношению к несовершенству социалистической экономики, но не к системе в целом. Veto осуждало дефицит товаров в магазинах , но считало его лишь вполне понятной ошибкой, допущенной в социалистической экономике, никогда при этом не упоминая, что эта ошибка — прямое следствие установок системы. Veto было чем-то вроде выражения протеста, согласованного с властями. И в каком-то смысле натуризм был разрешенным выражением свободы.
Первая постоянная рубрика , посвященная натуристам, появилась именно в Veto в середине 1983 года, незадолго до отмены в Польше военного положения. Со временем перечень изданий , писавших о натуристах, расширился: появились Natura – Naturyzm, Nago, Pan и даже Playtboy (это не опечатка, так называлось приложение к журналу Szpilki).
Натуризм и политика
Во второй половине 1980-х был изучен социальный состав натуристов. В основном , это были люди с высшим образованием. Рабочие составляли лишь пятую часть, а фермеров почти не было. Более 70 % – мужчины, они же стояли во главе движения. Натуристы были выходцами, главным образом, из крупных городов: Варшавы, Лодзи , Вроцлава , а также из Трехградья. городская агломерация, объединяющая Гданьск, Сопот и Гдыню
Встреча натуристов в Халупах в июле 1983 года , во время — по их собственным оценкам, собралось 10 тысяч человек — положила начало попыткам зарегистрировать Польское общество натуристов. Но эта идея не понравилась властям. Интересно, что когда общество пытались создать активисты из Гданьска, местные чиновники переслали их заявление в Варшаву вместе с отзывом… епископальной курии. Документ не сохранился, но, независимо от его содержания, он являет собой пример сотрудничества коммунистических властей и Церкви в вопросах нравственности.
Неформальное Польское общество натуристов возглавлял Стефан Марчак — личность весьма неоднозначная. Преподаватель биологии в медицинском лицее в Отвоцке , фотограф-любитель, человек, впоследствии оказавший значительное влияние на коммерциализацию польского натуризма. Пока Общество натуристов предпринимало попытки зарегистрироваться, Служба безопасности завербовала Стефана Марчака в качестве тайного сотрудника. С точки зрения властей, важен был момент вербовки. Она произошла вскоре после чернобыльской катастрофы. Власти боялись , что в Польше может появиться партия наподобие «зеленых». А естественными сторонниками такого движения могли стать натуристы. Марчак, однако, заверял во время допросов, что его общество останется в стороне от политики.
Халупы на Хельской косе — это самый знаменитый нудистский пляж. Натуристы встречались также на пляже в Свидрах , расположенном на Висле, в 20 километрах от центра Варшавы. Известные места были в Ровах (курорт на Балтийском побережье), на гданьском пляже Стоги. Жителям Халуп присутствие натуристов досаждало все сильнее. Они жаловались , что натуристы постоянно пьяны и разгуливают голыми по окрестностям пляжа. Раздражали их и вуайеристы, которые, вооружившись биноклями, преследовали натуристов (а точнее натуристок).
В 1984 году местные жители воспользовались выборами в органы самоуправления. Они пригрозили бойкотом голосования. А это сыграло бы на руку антисистемной оппозиции , которая призывала к общенациональному протесту. Поэтому Поморское воеводское управление закрыло пляж в Халупах для натуристов. Тогда была сделана знаменитая фотография Зенона Жибуртовича, на которой женщина в платке гонит десяток натуристов, замахиваясь на них штакетиной. Снимок был постановочным, но он точно передавал настроения местных жителей.
Общество польских натуристов было зарегистрировано лишь в 1988 году. Его уже не возглавлял Стефан Марчак , которого обвиняли, в частности, в организации платных фотосессий натуристок.
В начале 1990-х годов — уже после падения коммунистического строя — появилась эфемерная Польская эротическая партия. Никакого успеха она не достигла , в отличие, кстати, от другого столь же странного объединения: Польской партии любителей пива, которая провела в Сейм 16 депутатов.
В годы ПНР натуризм не был особенно заметным движением. Скорее , курьезом. Натуристы не имели ничего общего с оппозицией системе. Скорее, они были чем-то вроде предохранительного клапана, который использовали власти, позволяя некоторые отклонения от социалистической нормы. Подобным образом власти относились и к рок-музыке. В конце концов, пусть молодежь лучше отрывается на фестивале рок-музыки в Яроцине, чем устраивает демонстрации на улицах. Пусть поляки проявляют свободу, снимая купальные костюмы на пляжах, чем срывая красные флаги со зданий комитетов партии.
*
Сегодня натуризм последних лет ПНР кажется слишком традиционным. В течение нескольких лет проводились конкурсы «Мисс Натура» , на которых раздетые женщины демонстрировали себя в танце, окруженные толпой мужчин. Некоторые такие конкурсы — и голые балы — проходили также в ресторанах, что уже не имело ничего общего с натуризмом на пленэре.
На фотографиях мужчины , как правило, видны только сзади, а женщины — спереди. Это было весьма характерно для натуризма времен ПНР — люди воспринимали только изображения обнаженных женщин. И жаждали только их.
С нынешней перспективы удивляют и некоторые другие фотографии того времени. Чтобы подчеркнуть семейный характер натуризма , рядом со взрослыми на фотографиях часто появлялись обнаженные дети. Сегодня такое уже невозможно.
Интересно , что появление современной, свободной Польши практически положило конец натуризму. Хотя люди по-прежнему загорали голыми, окружающие все меньше обращали на них внимание. Никто не видел свободы в наготе, потому что свободы стало так много, что люди с ней уже не справлялись. В газетных киосках появились порнографические журналы, на улицах секс-шопы. Упадок натуризма параллельно с сексуализацией повседневной жизни указывает на то, что для наблюдателей — а зачастую и участников — это движение не обязательно было связано с потребностью в свободе, а, скорее, всегда имело эротический подтекст. Газетные дискуссии о натуризме, вероятно, пользовались популярностью среди читателей по той причине, что иллюстрировались фотографиями раздетых женщин. А все же всегда неплохо сделать идеологию из чего-то приятного.
Переводчик Сергей Лукин , редактор Ольга Чехова