Строительство газопровода , напрямую соединяющего Россию с Германией, закончилось в начале сентября. Несмотря на все старания, его противникам не удалось остановить этот процесс. Одной из причин стала слишком решительная позиция немецкого правительства, подчинившегося влиянию промышленного лобби. Ключевую роль сыграла, однако, уступчивость американского президента Джо Байдена, который в решающий момент отказался от введения санкций против газопровода. Американскому лидеру хотелось избежать наложения санкций, которые могли бы коснуться важнейшего, по его мнению, союзника США в Европе — Германии.
Перетягивание каната
В споре из-за Nord Stream 2 можно выделить две коалиции наиболее активных акторов. К числу противников проекта относится , в первую очередь, Украина, на которой запуск новой газовой магистрали отразится сильнее всего. Ведь цель Nord Stream 2 — обойти Украину и лишить ее статуса транзитной страны.
Активнее всех украинскую борьбу против Nord Stream 2 поддерживает Польша. В ее интересах — стабильная Украина , и любые проекты, направленные против безопасности юго-восточного соседа, рассматриваются в Варшаве как угроза для всего региона. Однако ключевая задача — это сдерживание агрессивной политики России и достижение независимости от ее сырья. Nord Stream 2 противоречит обеим этим целям.
До недавнего времени самым значимым союзником Украины все же были США. Именно американские санкции привели к тому , что несколько компаний, участвовавших в строительстве Nord Stream 2, решили приостановить свое участие в проекте. Однако с приходом к власти Джо Байдена оказалось, что, хотя американская поддержка Украины и не ослабла (а в некоторых сферах даже усилилась), Белый дом отделил этот вопрос от Nord Stream 2.
В интересах России — усилить зависимость Германии и ЕС от российского газа. В свою очередь , немецкая промышленность и энергетика нуждаются в дешевом природном газе (а в будущем и в водороде, который также мог бы поступать по Nord Stream 2), чтобы удержать свое экономическое превосходство в регионе.
Просто экономический проект?
Означает ли это , что Nord Stream 2 — исключительно экономический проект, как неоднократно утверждали немецкие и российские политики? С одной стороны, Германия, несомненно, выиграет от новой магистрали. Прежде всего, за счет перехвата роли транзитной страны у Украины.
Однако главная мотивация России — не экономическая выгода. Доказательства того , что газопровод имеет политическое значение, Россия предоставила еще до его пуска. Экономический отскок в связи с пандемией, морозная зима и растущая потребность в газе в странах Азии привели к нехватке этого сырья в Европе. Но, несмотря на большой спрос, Россия намеренно не увеличивает поставки в ЕС. Транзит газа через Украину даже снизился с 47 млрд кубометров в первом полугодии 2019 года (до пандемии, повлиявшей на падение спроса) до 22 млрд кубометров за первые шесть месяцев 2021 года. Европейские газохранилища, также контролируемые Газпромом, заполнены менее, чем на 20 %, что значительно отличается от показателей по остальным хранилищам. Как сообщает издание «Новое время», ссылаясь на анализ инвестиционной группы Goldman Sachs, заполнение газохранилищ в ЕС сейчас на 24 % ниже уровня, который считается допустимым для того, чтобы безболезненно пережить отопительный сезон.
В результате цена срочных контрактов на газ в ноябре 2021 года уже превысила 1 000 долларов США за 1 000 кубометров , тогда как годом ранее она была ниже 200 долларов. Столь высокие цены могут привести не только к повышению стоимости отопления для потребителей, но и к подорожанию электроэнергии и увеличению себестоимости промышленной продукции. Неизбежен и рост цен на удобрения, а как следствие — и на продукты питания. Все это вызовет рост инфляции, которая заставит центральные банки поднять процентные ставки и, как результат, замедлит экономический рост после пандемии. Экономика — это система сообщающихся сосудов.
Газ как оружие
В соответствии с логикой бизнеса Газпром должен увеличить поставки в Европу при помощи существующих коннекторов , чтобы удовлетворить увеличившуюся потребность Евросоюза в газе и получить большую прибыль благодаря высоким ценам на сырье. Однако возникшая ситуация демонстрирует, что для контролируемого Кремлем российского поставщика более важны иные цели.
Россия , вероятно, пытается оказать давление на Германию и ЕС, чтобы как можно быстрее ввести в действие Nord Stream 2. Уже сейчас со стороны России звучит аргумент, что это позволило бы моментально заполнить европейские хранилища. Однако на самом деле для решения проблемы сырья было бы достаточно увеличить транзит через Украину.
Длительная даже в нормальных условиях сертификация газопровода , необходимая для запуска Nord Stream 2, может еще больше затянуться из-за угрозы очередных санкций со стороны США. Кроме того, к процессу сертификации была привлечена польская компания PGNiG, открыто заявляющая, что оператор газопровода не соответствует формальным требованиям, относящимся к энергетической безопасности и корпоративной структуре.
Почему же Россия склонна лишиться части прибыли от экспорта газа (возможного через территорию Украины) ради пуска газопровода , который формально построен лишь в коммерческих целях?
Очевидно , что Nord Stream 2 не является коммерческим проектом. Прибыль от экспорта газа рассматривается как дополнительная выгода — побочная по сравнению с выгодами политическими. А к ним относится, например, возможность дальнейшего шантажа Украины тем, что она будет отрезана от поставок газа. С 2015 года Украина перестала импортировать газ непосредственно из России, заменив его сырьем из Евросоюза. Таким образом она снизила риск использования Россией газового шантажа, имевшего место в 2006 и 2009 годах.
2021 год показал , однако, что Россия способна спровоцировать газовый кризис во всей Европе лишь ради достижения своих политических целей. Поэтому весьма правдоподобным следует признать сценарий, в котором после пуска Nord Stream 2 на российско-украинских коннекторах произойдет «авария». Если это наложится на морозную зиму и отсутствие дополнительных поставок через Nord Stream 1 и 2, то Украина пострадает больше всех.
Время действовать
Nord Stream 2 рано или поздно будет введен в действие , а транзит газа через Украину прекратится. При этом действия России ясно показывают, что газопровод будет использоваться в политических целях, и никакие гарантии, данные Германией и США, Кремль не удержат. В связи с этим нужно как можно скорее предпринимать действия в целях устранения зависимости от российского сырья. Польша планирует не продлевать контракт на импорт газа из России и с 2023 года заменить его сырьем из Норвегии. Часть этого газа может пойти и на экспорт.
Украина смогла бы выиграть от сотрудничества с Польшей , например, расширив газовый интерконнектор. Польша уже доказала свою энергетическую солидарность с Украиной: зимой 2018 года, когда Газпром отказал ей в поставках газа, именно PGNiG обеспечила аварийное снабжение. Польская компания также заинтересована в увеличении объемов добычи газа в Украине. В августе этого года она подписала с украинской компанией ERU договор, по которому они совместно начнут эксплуатацию украинских месторождений близ польской границы.
Однако , если Украина хочет обеспечить себе полную независимость от российского газового шантажа, польско-украинское сотрудничество должно выйти на более высокий уровень.
Перевод Владимира Окуня